Самый светлый поэт России
К 115-летию со дня рождения Михаила Светлова
Как много хорошего ушло вместе с ним. Определить, что именно – невозможно. Не только талант, как бы ни был он велик, не только доброта, остроумие, нравственное достоинство, помощь в поддержке сотням людей. Неопределимо – обаяние. А главное – Светлов был предметом общей непрестанной любви. Если был, значит, заслужил.
(Из дневника Павла Антокольского. 28 сентября 1964 г.)
Михаил Светлов был любимцем молодежи, кумиром, «звездой», при упоминании его имени вставали залы. Он словно слился с эпохой, став периодом жизни целого поколения, боготворившего его. Его имя носят пароходы, шахты, улицы и библиотеки. Не было человека, который не знал бы знаменитых «Гренады» и «Каховки», не было пионера, который искренне с волнением в голосе не пел песню «Маленький барабанщик»
Строки из его стихотворений становились цитатами, а песни, положенные на музыку профессиональными композиторами, считались народными. А в творческих кругах его обожали за удивительный юмор и экспромтные афоризмы: «Дружба – понятие круглосуточное», «Порядочный человек – это тот, кто делает гадости без удовольствия», «От него удивительно пахло президиумом», «Хочу испить из чистого родника поэзии до того, как в нем выкупается редактор», «Человек вполне мог бы еще жить два года» (о поэте, погибшем в автокатастрофе в 1935 году), «Что такое смерть? Присоединение к большинству», «У всех телосложение, а у меня — теловычитание»… Все это – Светлов!
Поэт и драматург Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия Шейнкман) родился 17 июня 1903 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина). Отец был бедным ремесленником, мать славилась своими жареными семечками. В своей ранней автобиографии Михаил Светлов иронически писал: «Моя культурная жизнь началась с того дня, когда мой отец приволок в дом огромный мешок с разрозненными томами сочинений наших классиков. Тотчас же по прочтении всех книг я засел за собственный роман. Он был написан в два часа. Когда я его читал, моя сестра смотрела на меня с восхищением — приятно, когда в родной семье обнаруживается гений. Но меня постигла страшная судьба — весь роман занял две с половиной страницы, написанных крупным почерком. Я и сейчас помню название этого романа — «Ольга Мифузорина». К счастью, героиня недолго мучилась — она умерла на третьей странице».
«Так я и стал, — заключал Светлов, — русским писателем»
В 1926 году им была написана знаменитая «Гренада», которую Владимир Маяковский читал наизусть на своих поэтических вечерах. На слова «Гренады» написали музыку около 20 композиторов в разных странах. «Гренада» оказалась стихотворением пророческим.
Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать
Немногие знают, что в последние годы его потянуло к прозе. И не просто к прозе, а к сказкам на грани иронии и фантастики, пронизанной духом того лиризма, какой мы ощущаем в последних книгах его стихов, где все невероятное и чудесное становится вполне естественным.
Сегодня на доме Светлова в проезде Художественного театра висит мемориальная доска: характерный светловский профиль, стандартный текст... Мало кто знает, что Светлов сам под конец своей жизни предложил два варианта надписи на этой доске. Первый: «В этом доме жил и не работал Михаил Светлов...», а второй: «Здесь жил и от этого умер...»
Об этом и многом другом сегодня нам рассказала сотрудник библиотеки Шумилова Елена Владимировна.